[ cодержание ]

Терминологии

[ кенигсберг максим ]

"Освобожденный стих" и версе

Типологически vers libere (как и vers libre) есть сдвиг от стиха к "прозе", а verset, напротив, - сдвиг от прозы к "стиху": "освобожденным стихом" (vers libere) называют тот, что возник в результате расшатывания классического alexandrin'a (смещения и пропуски цезуры, женское окончание первого полустишия, нарушение правила альтернанса, опущение e muet, резкие enjambement'ы и т. п.); в свою очередь, под версэ (verset) понимают различные формы ритмизованной прозы, в том или ином отношении аналогичные "библейскому стиху" (силлабическая и/или тоническая соразмерность колонов, ассонансы, рифмоиды, строфоиды и т. п.). Из литературы: S. Bernard, Le poeme en prose de Baudelaire jusqu'a nos jours: These pour le Doctorat es Lettres, Paris 1959, 591-605 и др.; Н. Н. Полянский, 'О структуре стиха Сен-Жон Перса', Научные доклады высшей школы. Филологические науки, 1968, ? 1, 60-73; О. А. Овчаренко, 'К вопросу о генезисе свободного стиха', Там же, 1978, ? 1

Источник - Кенигсберг М. М. Анализ понятия 'стих' // Philologica, 1994, т. 1, ? 1/2, 175
Точность цитирования - дословно

Стих

/.../ стихотворной (точнее "стихической") речью мы должны признать речь, разбитую на ряд заключенных в себе единств, не связанных обязательной связью с логическим или синтаксическим членением, - единств, об'единенных (графически) однородной системой разделения и (акустически) однородной интонацией концов (мелодикой<,> по терминологии Б. М. Эйхенбаума). Это об'единение единств таково, что даже в случае совпадения отдельных стихов с синтаксическим членением выделение их имеет особый материальный знак: интонацию, графему.
/.../ стих, как форма языка, обладает автономностью, делающей его независимым от форм граматических в широком смысле слова, т. е. от системы репрезентации логической структуры. Не будучи ни оправдан, ни приложен логически, стих занимает вместе с тем очень значительное в системе репрезентации логической структуры положение, так как вносит ряд существенных модификаций в граматическую целостность данной глосемы. Поэтому, стих должен быть признан над- и в известных отношениях до-логической языковой формой, т. е. формой вне-логической.
/.../ стих есть особая языковая форма, особым образом модифицирующая логическое содержание, репрезентированное в языке, придающая ему композиционное ображение, что дает нам повод хотя бы условно признать его эстетической формой языка.

Источник - Кенигсберг М. М. Анализ понятия 'стих' // Philologica, 1994, т. 1, ? 1/2, 149-185
Точность цитирования - почти дословно

Точная и неточная рифма
В статье "Заметки о рифме: (Из стихологических этюдов)" (август 1923) Кенигсберг писал: "Точная и неточная рифма определяются не физическими характеристиками звукового качества ее, а исключительно тем, что считается точным и что неточным в условиях данного исторического канона"; "<...> в поэзии принципиально не рифмованной встречающиеся отдельные строки с созвучиями на конце стиха не являются рифмами, ибо в каноне поэзии нет рифмы вообще, таковы<,> напр<имер>, созвучные стихи<,> встречающиеся в "Метаморфозах" Овидия и вообще в античной поэзии" (ЦМАМ, ф. 2900, оп. 1, д. 293, л. 9, 9 об. и др).

Источник - Кенигсберг М. М. Анализ понятия 'стих' // Philologica, 1994, т. 1, ? 1/2, 149-185
Точность цитирования - почти дословно



Максим Кенигсберг
в Библиотеке Словаря:
Кенигсберг М. М. Анализ понятия 'стих' (www.rvb.ru/philologica) doc html


 

 

 

[ xостинг предоставлен Библиотекой Максима Мошкова Lib.Ru ]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru