[ cодержание ]

Терминологии

[ михаэль кольхауэр ]

(
(
(
(
(

Автор

/.../ если автор и воплощает материальный источник всего, что делается, говорится и думается в романе, то совершенно невозможно все это свести лишь к его воле и тем более к некоему единому намерению. Между писателем и миром находится текст: игра, в которой рождается субъект, некое присутствие (или отсутствие), иными словами, между ними стоит письмо, "а именно то пространство, в котором грамматические лица и истоки дискурса перемешиваются, безнадежно перепутываются, безвозвратно теряются" (Барт).

Источник - Михаэль Кольхауэр Роман и идеология. Точки зрения // НЛО, ?14, 1996.
Точность цитирования - почти дословно

Идеологическое прочтение

Идеологическое прочтение (если позволительно так выразиться)
а) предполагает в качестве отправной точки некую готовую, взятую извне доксу, которую более или менее верно выражает данное произведение;
б) часто вопреки "горизонту ожидания" (Яусс) отдельного читателя (осуществляющего единственное опосредование между реальностью текста и реальностью мира) оно навязывает свои собственные модели, координаты, системы ценностей, исключая при этом другие, равно возможные;
в) будучи дискурсом, оно охватывает полноту и законченность, тогда как искусство говорит нам также о пустоте и молчании;
г) оно видит в слове лишь его значение, во фразе лишь идею и
д) сводит к голому понятию то, что высказано на языке образов и фигур; наконец,
е) оно делает из романа "законченный продукт", тогда как тот всегда многолик, потому что многоголос, и разомкнут, потому что всегда в движении.

Источник - Михаэль Кольхауэр Роман и идеология. Точки зрения // НЛО, ?14, 1996.
Точность цитирования - дословно

Идеология

/.../ идеология, в отличие от идеологичности, проступает в тексте как результат если не расчета или притворства, то определенного намерения, пусть выраженного не прямо и не окончательно. Иметь идеологию это прежде всего думать о том, что говоришь, и в меньшей степени стараться показывать, что говоришь то, что думаешь. Это значит иметь точку зрения (плюс претендовать на последнее слово). /.../
Идеология /.../ возвращает слова самим себе; она дает им новые обличья и заново пускает в оборот, проверяя их на содержательность и идейный вес. Идеология это своего рода стиль, ибо она рождается благодаря дистанции, отклонению; это форма. /.../
Отношение идеология/мысль подобно отношению стиль/язык: слово, несущее на себе личную подпись и личную вовлеченность, чей-то, пусть даже рассеянный, голос. Поэтому так трудно ее определить: она уже не общее место, еще не мировидение (Weltanschauung); чтобы стать литературой, идеология выговаривает себя голосами романа.
Идеология это движение, идущее от автора к читателю, главным образом на уровне текста, в котором письмо пытается ухватить то, что оно говорит, по мере самого говорения (в идеологии, конечно, присутствует логос, но присутствует и слово в поисках идеи /.../).
Идеология стремится к связности, она есть усилие связать, сплести воедино текст, его слова и мысли, его персонажей. /.../
В литературном плане идеология /.../ может быть определена как перекресток четырех нормативных систем: нормы языковой, технической, этической и, наконец, эстетической.

Источник - Михаэль Кольхауэр Роман и идеология. Точки зрения // НЛО, ?14, 1996.
Точность цитирования - дословно

Идеология романа

В своем собственном слове роман не просто отражает другие слова, сказанные о мире; скорее он их переобозначивает и перетасовывает, он задает им вопросы, оспаривает или заставляет работать на себя. Подобную пространственно-временную или сюжетную организацию дискурсов и фигур, подчиненную одной определенной точке зрения (нередко с какой-нибудь "идеей в подтексте"), называю идеологией. Идеологией в буквальном смысле: "слово в поисках идеи". Или так: совокупность образов, фигур, мифов, идей и понятий, в которых роман реализует себя и которые определяют его значимость.
/.../ идеология романа утверждает или теряет себя, запутывается или разрешается на многочисленных уровнях и в различных подсистемах повествования. Начиная с автора (который творит повествование, а с ним и самого себя), через рассказчика (который его ведет и комментирует) и до персонажей (которые говорят и думают, будучи в то же время проговариваемы и обдумываемы в повествовании) идеология есть та игра /.../, где сменяющиеся ракурсы и фокусы то утверждают, то оспаривают, во всяком случае, заранее осложняют возможность прочитывания доминантной идеи и последнего слова.

Источник - Михаэль Кольхауэр Роман и идеология. Точки зрения // НЛО, ?14, 1996.
Точность цитирования - дословно

Роман

"Говорящий человек и его слово" таково возможное, если не исчерпывающее определение романа. /.../
Как любой речевой акт и словесный продукт, роман не меньше, чем о себе самом, говорит о лежащем вне его: философии, политике, социальной проблематике, в общем, о жизни. Связь осуществляется в форме цитирования, иногда обмена, а главное конкуренции. В своем собственном слове роман не просто отражает другие слова, сказанные о мире; скорее он их переобозначивает и перетасовывает, он задает им вопросы, оспаривает или заставляет работать на себя. /.../
Вероятно, в большей мере, чем прочие жанры, роман есть голос о мире и голос самого мира, даже там, где он выдает слова за свои собственные. /.../
Любой роман, не исключая и так называемого диалогического, не просто сталкивает мнения, не просто служит рынком идей; роман это прежде всего стремление к связности, механизм сочленений, переплетений, письма. Иначе говоря, осуществление определенной этики не через посредство, а одновременно с эстетикой.

Источник - Михаэль Кольхауэр Роман и идеология. Точки зрения // НЛО, ?14, 1996.
Точность цитирования - дословно

 



 

 

 

[ xостинг предоставлен Библиотекой Максима Мошкова Lib.Ru ]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru